Успешное овладение навыками чтения влияет не только на психическое, но и на когнитивное развитие человека, что в свою очередь влияет на качество дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Введение в проблему
Для того, чтобы разобраться в том, что такое семантическая дислексия необходимо понять, что такое дислексия в целом. Дислексия, согласно классификации МКБ-10, относится к XVIII группе расстройств и имеет код R48.0 (Дислексия и Алексия). Дислексия — это группа заболеваний, которые вызывают определенные нарушения, как в чтении, так и в понимании печатной информации, при этом сохранен нормальный уровень интеллекта (может даже быть повышенным/высоким), отсутствуют какие-либо сопутствующие неврологические и/или психологические нарушения.
В популяции распространенность дислексии примерно составляет 4.8% у людей с нормальным интеллектом. Люди же с тяжелыми нарушениями речи и/или задержкой психического развития страдают дислексией гораздо чаще, примерно в 20-50% случаев. Следует отметить, что дислексия распространена в соотношении 4.5:1 среди мужчин и женщин.
Что такое Семантическая дислексия?
Семантическая дислексия (от греч. «dys» — «сложность с» и «lexis» — «слова», «словарь».) — это один из видов дислексии, наряду с фонематической, аграмматической, мнестической и оптической. Семантическая дислексия — это специфические нарушения семантического аспекта речи, то есть в смысловое непонимание прочитанной информации. Иначе такой вид дислексии называют механическим чтением, потому что технически чтение не содержит нарушений, но весь смысловой компонент текста человек не способен уловить. Данное нарушение наблюдается у 6-7% людей, страдающих какими-либо нарушениями чтения. Крайне часто семантическая дислексия встречается у людей с недоразвитием речи, задержкой психического развития и СДВГ.
Причины
Биологические факторы:
· Анатомические изменения (нейронные эктопии и локальные архитектурные дисплазии) у людей с дислексией наблюдаются в околосильвиевой области и planum temporale левого полушария. По всей видимости подобные изменения происходят в пик миграции нейронов во время внутриутробного развития (Galaburda, Sherman et al., 1985).
· Также в исследовании Livingstone, Rosen et al., 1991 было показано, что тела магноцеллюлярных клеток у дислексиков были меньше, чем у недислексиков. А в исследовании Galaburda, Menard et al., 1994 доказали, что медиальное коленчатое тело было менее асимметрично и содержало меньше больших нейронов и больше маленьких.
Генетические:
Дислексия с самого начала считалась врожденным расстройством, это было замечено более 100 лет тому назад. В современных исследованиях коэффициенты наследуемости, варьирующиеся от 40 до 60%, вследствие чего следует отдельно остановиться на генетическом аспекте дислексии.
Социальные:· На сегодняшний день выделено 9 регионов генома (DYX1-9), возможно содержащих ген/гены вовлеченные в механизм развития дислексии.
· Другой важной биологической составляющей является COMT Val158Met. Исследование 2010 года показало, что у людей с полиморфизмом по аллелю Г (генотип Val/Val), по аллелю А (генотип Met/Met) и гетерозиготные представители (т.е. генотип Val/Met) имеют различия, как в понимании прочитанного, так и в интенсивности активации путей в головном мозге.
Приблизительно до 3-х лет у детей идет очень активное развитие нервно-психических функций. Для подобного развития крайне важна микросоциальная среда. Развитие дислексии обусловлено следующими негативными факторами: дефицит сенсорных стимулов, недостаток общения и отсутствие интереса у родителей, то есть педагогическая запущенность.
Симптомы и диагностика
Симптоматикуа дислексии, по сути, можно сгруппировать в 2 основные категории:
· Обязательные симптомы — это такие симптомы, которые ложатся в основу данного расстройства, так как проявляются абсолютно у всех:
1. Незрелый способ чтения, то есть слоговое аналитическое чтение.
2. Медленное формирование звукобуквенных ассоциаций, что может являться причиной ошибочного прочтения букв и/или замедленного их припоминания.
3. Многочисленные ошибки при чтении, связанные с угадыванием слогов и тем как они читаются
4. Бедность словарного запаса
5. Отсутствуют связи между словами, человек не понимает смысл прочитанного. Полное непонимание как грамматических, так и логических связей в тексте
· Необязательные симптомы — это то, что может наблюдаться у большинства, но могут и отсутствовать, что не помешает диагностировать дислексию.
1. Нарушение устной речи в виде артикуляционной диспраксии и функциональной дислалии Подобные нарушения встречаются примерно у 45% людей, что было доказано в исследовании Корнева в 2003 году. Также довольно часто встречается низкий уровень способностей к созданию нарративов ввиду того, что основные трудности заключаются в создании связных развернутых текстов (Fisher et al,2019).
2. Часто встречается быстрая утомляемость и сниженная работоспособность (Voeller, 2004).
3. Нередко встречается дефицит функции распределения и концентрации зрительного внимания (Корнев, 2003, Sundheim, Voeller, 2004).
4. Трудности в самоорганизации.
Семантическая дислексия может диагностироваться логопедом или нейропсихологом, но человека могут отправить на дополнительное неврологическое и/или психиатрическое обследование. По мимо всего прочего, может потребоваться ЭЭГ, ЭхоЭГ, консультация офтальмолога с проведением офтальмологических тестов.
Лечение
Лечение семантической дислексии должно включать комплексный подход. Такой подход должен включать особые методики преподавания, обучения, психо-логопедическую коррекцию и фармакотерапию.
Упражнения
Одним из рекомендуемых упражнений для коррекции и устранения семантической дислексии является работа со слогами-такое упражнение направленно на улучшение звукобуквенного анализа. Следующее упражнение — это работа с деформированным текстом, таким образом улучшаются навыки работы с синтаксическими единицами и с целыми предложениями. Также можно использовать упражнения на слова-паронимы, что улучшает навыки звукобуквенного анализа и синтеза слов и многие другие упражнения.
Прогноз
Семантическая дислексия безусловно создает определенные трудности в жизни как уже взрослого человека, так и еще развивающегося ребёнка, но факт наличия у человека данного расстройства не делает его лучше или хуже. Многие исследования доказывают, что у людей с дислексией невероятный талант к образному мышлению, к живописи, креативный подход к решению проблем. Важно создать благоприятные условия для развития и совершенствования навыков и тогда все получится!
Список литературы:
1. Заваденко Н.Н., Румянцева М.В. Дислексия: механизмы развития и принципы лечения // Русский журнал детской неврологии. 2008. №1.
2. Карапетян С. Г., Киракосян А. А. Проблема семантической дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи // Science for Education Today. – 2022. – Т. 12, № 1. – С. 150–163.
3. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб. : Речь, 2003 (ГПП Печ. Двор). - 330 с.
4. Fisher, E. L., Barton-Hulsey, A., Walters, C., Sevcik, R. A., & Morris, R. (2019). Executive Functioning and Narrative Language in Children With Dyslexia. American journal of speech-language pathology, 1-12.
5. Galaburda A.M. et al. Developmental dyslexia: four consecutive patients with cortical anomalies // Annals of Neurology. 1985. 18. 222–233.
6. Galaburda A.M., Menard M.T., Rosen G.D. Evidence for aberrant auditory anatomy in developmental dyslexia // PNAS. 1994. 91. 8010–8013.
7. Livingstone M.S., Rosen G.D., Drislane F.W., Galaburda A.M. Physiological and anatomical evidence for a magnocellular defect in developmental dyslexia // PNAS. 1991. 88. 7943–7947.
8. Scerri T., Schulte-Körne G. Genetics of developmental dyslexia // European Child & Adolescent Psychiatry. 2010. 19. 179–197
9. Sundheim, S.T.P.Voeller, K. Psychiatric Implications of Language Disorders and Learning Disabilities: Risks and Management// Journal of Child Neurology.– 2004.– v.19.–N10.– p. 814-827.